Русский  Deutsch
Главная страница
Вероисповедание
Церковная музыка
Музей Мартина Лютера
История Церкви
Контакты

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА «СПАСЕНИЕ»

Беларусь, г. Минск

 Rettung

Возрождение лютеранства в Беларуси (1993-2010)
(краткий обзор)

 

На белорусские земли лютеранство стало проникать со второй половины 16 века. Оно пришло из Ливонии (нынешняя территория Латвии приняла лютеранство в 1525 году). В конце 16 века на территории Великого Княжества Литовского было уже 8 лютеранских общин. В основном прихожанами общин были жители немецкой национальности. Начиная с 16 века, немецкие лютеране стали поселяться в России. Среди них были ремесленники, военные, купцы, учёные. Тот же процесс происходил и в Великом Княжестве Литовском на территории теперешней Беларуси. Известны общины в Слуцке, где последним пастором был Михаэль Штайнбрэхер. С 1840 года община в Слуцке стала филиалом лютеранской общины Минска. Первым лютеранским пастором в минской общине был Карл-Людвиг Хеммериш. Рождённый в Дрездене, он был ординирован в 1785 году в Варшаве. Последующими пасторами стали Карл Бэкман и Петер Вилкамс. В 1840 году лютеранской общине в Минске российским императором Николаем I было пожертвовано 20 000 рублей на строительство лютеранской церкви. В1845 году здание церкви Св. Николая было построено и функционировало до 1933 года, когда здание было отобрано у лютеранской общины и перестроено под Театр юного зрителя. Другая лютеранская церковь была разрушена в 1939 году.

Известны общины в Могилёве, Полоцке, Бресте, Витебске. В IXX веке пасторами этих общин были Эдуард Зак, Фридрих Хаинлет и др.

В XX веке происходило уничтожение всех церквей на территории СССР. Вместе с православными и представителями других вероисповеданий и религий лютеране терпели гонения: умирали в лагерях и ссылках, подвергались массовым переселениям на окраины тогдашнего Советского Союза. Построенные в прошлые века церкви разрушались. Шёл процесс формирования нового бездуховного безбожного общества. Но у всякой эпохи есть начало и конец. Конец бездуховности, навязанной диктатурой руководства Советского Союза, пришёлся на девяностые годы XX столетия. 17 декабря 1992 года в Беларуси был издан закон «О свободе совести и религиозных организациях». Закон давал каждому гражданину страны право на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и положил начало возрождению церквей всех вероисповеданий.

О возрождении лютеранства на Беларуси нельзя рассказать без краткого исторического обзора развития лютеранства в России, которому без малого уже 430 лет.

История немецких лютеран стала частью истории России.

В Российской империи лютеранская церковь была подчинена Генеральной консистории в Петербурге, которая, в свою очередь, подчинялась императору. Начиная с XVIII века, она фактически являлась государственной церковью. Николай II был последним мирским главой лютеранской церкви России.

В ХХ веке происходило уничтожение лютеранской церкви в России. Духовные деятели были расстреляны или сосланы в Сибирь. Здание главной лютеранской церкви в Петербурге (Ленинграде) Петрекирхе было превращено в плавательный бассейн.

Издавна лютеранская церковь считалась немецкой церковью независимо от национальной принадлежности прихожан. При Сталине начались репрессии и принудительное переселение в азиатский регион страны тех, кто был лютеранами или немцами.

Однако лютеранская церковь выстояла. Лютеранские приходы продолжали своё служение в самых отдалённых уголках страны. Они объединялись в братские общины как общины немецкой церкви.
Лютеранская церковь в России начала своё возрождение с 1980 года. В 1988 году епископом был избран Харольд Калнинь, который много сделал для возрождения общин Казахстана и Средней Азии.

В 1994 году в Санкт-Петербурге состоялся первый Генеральный Синод вновь образовавшейся Церкви, на котором епископом был утверждён Георг Кречмар в связи с кончиной епископа Х. Калниня.
В европейской части России, в Украине и во многих других местах, где на протяжении десятилетий никто и слыхом не слыхал о лютеранских общинах, находились люди, желавшие стать лютеранскими христианами и пытавшиеся, несмотря на брешь в традициях, укрепиться в вере в тех местах, где государство когда-то отбирало или взрывало церкви.

В перечень таких мест попала и Белоруссия. История возрождения лютеранской церкви в Беларуси тесно связана с историей возрождённой церкви России – к ней вновь созданные общины Беларуси обращались за поддержкой и помощью.

В Беларуси начали регистрироваться первые лютеранские общины. В 1994 году в Минске была зарегистрирована первая община «Спасение», организованная Ольгой Штокман - женщиной немецкого происхождения, дед которой был лютеранином.

В следующем 1995 году в Гродно регистрируется община, организованная Андреем Миллером, имеющим немецкие корни.

В 1997 году в Беларуси насчитывается уже 3 общины – в Витебске регистрируется новая община под началом Леонида Цвики.

Законы Республики Беларусь устанавливают позитивное отношение к религии, позволяя гражданам свободно определять своё отношение к ней, исповедовать любую религию как единолично, так и совместно с другими. Провозглашено равенство всех религий и вероисповеданий перед законом. Установлен регистрационный порядок создания религиозных организаций и получения статуса юридического лица. В 90-е годы прошлого столетия действовало Разрешение правительства о регистрации религиозных общин в помещении частных квартир. Поэтому общины могли получить юридический адрес по адресу руководителя общины. Помещения для богослужений подыскивались в зданиях общественного назначения самими общинами. Гродненская община проводит богослужения в здании Лютеранской церкви – единственной на территории Беларуси, построенной в XVIII веке. Община в Витебске собирается по воскресеньям в здании кинотеатра. Община «Спасение» в Минске проводит богослужения в Международном образовательном центре, построенном в Минске при спонсорской поддержке жителей Северной Вестфалии Германии.

Эти годы знаменуются бурным развитием религиозной деятельности, появляются новые формы межцерковных отношений. Одной из новых организаций стала в 1996 году межконфессиональная группа «Христианские церкви в посткоммунистической Беларуси», начавшая свою работу в помещении Международного образовательного центра.

Термин «экуменизм» был новым и малопонятным; Юдит Пальм, женщина-пастор, прибывшая из Германии, собирает группу представителей разных церквей и проводит семинары, на которых происходит знакомство друг с другом вновь зарегистрированных в Беларуси общин. Был организован диалог о сотрудничестве и взаимопонимании различных христианских конфессий. От лютеранской церкви на семинары была приглашена О. Штокман, руководитель общины «Спасение».

В 1997 году начинает свою работу «Круглый стол по межцерковной помощи в Республике Беларусь», организатором стал Мирослав Матренчик, житель Польши православного вероисповедания. Секретарём, а впоследствии руководителем этой организации стал Николай Матрунчик, представитель Православного Братства Трёх Виленских Мучеников. Задачей вновь созданной организации стало развитие диаконической и социально-церковной деятельности в Беларуси конфессиональных разграничений. Вновь созданные церковные приходы учились составлять проекты по оказанию помощи прихожанам. Финансирование проектов осуществлялось руководством «Круглого стола». В состав правления были приглашены представители разных конфессий. Лютеранскую конфессию представляла руководитель общины «Спасение» О. Штокман. В 1997 году общине «Спасение» было оказано содействие в аренде помещения для работы с членами общины. Финансирование данного проекта «Круглым столом» продолжалось 2 года.

В те годы организаторы лютеранских общин не имели теологического образования и мало знали о традициях лютеранской церкви. Библиотеки могли представить весьма скудный материал о М. Лютере и лютеранской церкви в целом. Поэтому необходимо было учиться и налаживать контакт с опытной лютеранской церковью. Такой ближайшей церковью была Евангелическая лютеранская церковь (ЕЛЦ) в России, в Украине, в Казахстане и в Средней Азии с центром в Санкт-Петербурге в здании Петрекирхи на Невском проспекте – здесь полным ходом шли реставрационные работы с целью восстановления построенной задолго до революции Лютеранской церкви. Три вышеназванные вновь созданные в Беларуси общины отправили в Петрекирхе на имя Г.Кречмара письма с просьбой о помощи. Был получен положительный ответ, и вскоре во вновь созданные общины прибыли представители Петрекирхе Александр Пастор и г-н Китцка, пастор из Германии, служивший тогда в Санкт-Петербургской церкви. Состоялось первое знакомство с представителями главной лютеранской Церкви постсоветского пространства, что впоследствии сыграет значительную роль в судьбе лютеранства в Беларуси.

В 1996 году в Гродно прибывает пастор берлинско-бранденбургской церкви Ральф Хаска с женой и в течение трёх месяцев проповедует Слово Божье. В гродненскую Церковь поступает помощь для реставрации церковного здания. Здание было передано общине в 1995 году, председателем гродненской общины стала Любовь Зорина. Производятся работы по реставрации церковного зала и общинного Дома при церкви. Из-за нехватки средств хуже обстояло дело с общинами в Минске и в Витебске.

В 1996 году в Санкт-Петербурге в Петрекирхе состоялся теологический семинар, на который были приглашены О. Штокман и Л. Цвики.

Из письма Георга Кречмара от 4.02.1997 года: «Я исхожу из того, что общины в Беларуси не могут полностью полагаться на собственные силы до тех пор, пока в Беларуси нет пастора, посвящённого в сан. Для Гродно эта проблема более или менее решилась, но для Минска и Витебска – нет. По моему мнению, нашей совместной целью должна остаться такая подготовка братьев и сестёр общин, чтобы они сами могли быть посвящены в сан. В соответствии с настоящим положением дел это может происходить только за пределами Беларуси. Целью остаётся также необходимость собрать и объединить общины с тем, чтобы их количество было достаточным для регистрации и создания своего Союза общин, юридически дееспособного во взаимоотношениях с государственными ведомствами».

В Санкт-Петербурге О. Штокман и Л. Цвики получили приглашение на обучение в теологической семинарии в Ново-Саратовске (Санкт-Петербург).

Учёба продолжалась 2 года. Во вновь открытой ещё недостроенной семинарии теологическое образование получали 4 женщины и 7 мужчин. Согласно Уставу Германии, а также ЕЛЦ в России женщины ординируются пасторами, проповедниками наравне с мужчинами. Студентами семинарии становятся как мужчины, так и женщины. По окончании учёбы О. Штокман и Л. Цвики ординируются в проповедники.

25 мая 1999 года проходит II Генеральный синод в Петрекирхе в Санкт-Петербурге. На Синод прибыли 84 представителя ЕЛЦ из всех регионов бывшего СССР и более 50 гостей. Проповедь на торжественном богослужении читал епископ ЕЛЦ профессор доктор Георг Кречмар. Представителями от Беларуси на Синод были приглашены проповедники О. Штокман и Л. Цвики. В своих выступлениях они говорят об отсутствии церковных помещений и достаточных средств для работы.

12 июня 1999 года в Витебске состоялось торжественное заложение камня с именем Георга Кречмара в основание будущей церкви.

Летом 1999 года ЕЛЦ назначила пастора Леонида Цвики епископским визитатором в Беларуси.

В эти годы в Беларуси появляются новые незарегистрированные общины: община «Креста Господня» в Минске, руководитель Николай Бодрусёв; лютеранская община в Гомеле, руководитель Рейнольд Кельборн. Обе общины не имеют своих помещений для богослужений. Также организована незарегистрированная община в Жодино под руководством Павла Лученка.

Общины в Беларуси посещают архиепископ Георг Кречмар и Ганс Христиан Дитрих, заместитель епископа Европейской России. Они наблюдают духовную жизнь общин, не внося каких бы то ни было изменений. Общины живут и развиваются собственным путём.

В 1998 году Г. Кречмар, Г.Х. Дитрих и О. Штокман встречаются с митрополитом православной церкви Филаретом по вопросу возрождения лютеранской церкви в Беларуси. Диалог проходил в тёплой дружеской обстановке и сулил благоприятные перспективы взаимодействию двух христианских церквей. В том же году состоялся богословский диалог Русской православной церкви и Евангелической церкви в Германии. От лютеранской церкви Беларуси на эту встречу была приглашена О. Штокман, руководитель первой в Беларуси лютеранской общины «Спасение».

Руководство ЕЛЦ полностью доверяет новому визитатору Л. Цвики. Он становится членом «Круглого стола», сменив на этом посту О. Штокман, предлагает проекты и получает финансовую поддержку, заказывает проект будущего здания лютеранской церкви в Витебске, получив под него начальное финансирование. Л. Цвики активно занимается поиском и регистрацией новых общин в Беларуси – в 2000 году было зарегистрировано 9 общин, занимается поиском земельных участков для переселенцев из Казахстана. Архиепископ Г. Кречмар вынашивает план объединения лютеранских общин в Союз и возлагает эту миссию на Л. Цвики. Намечается примерная дата учредительного Синода Белорусской Евангелическо-лютеранской церкви – конец 2000 года. Союз должен был облегчить управление общинами и помочь им в приглашении иностранных гостей, так как, согласно «Положению о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью», это право имеют делать только религиозные объединения в составе не менее 10 общин.

2 декабря 2000 года в Витебске состоялся учредительный Синод Белорусской Евангелическо-лютеранской церкви. На Синод в качестве гостей были приглашены архиепископ ЕЛЦ Г. Кречмар и заместитель архиепископа Европейской России Г.Х. Дитрих. Трудно передать изумление высоких гостей, когда на Синоде Л. Цвики был провозглашён епископом вновь образованной церкви ЕЛЦ РБ, которая провозгласила себя абсолютно самостоятельной церковью, не входящей в состав ЕЛЦ в России, в Украине, в Казахстане и Средней Азии с Уставом, существенно отличающимся от Устава немецкой церкви. 11 марта 2001 года Л. Цвики был рукоположен епископом. В должности епископа Л. Цвики пробыл всего один год. ЕЛЦ выступила с осуждением создания ЕЛЦ РБ, но процесс уже пошёл необратимо.

Во вновь созданный союз не вошли следующие общины: две общины из Минска – община «Спасение» и ещё не зарегистрированная община «Креста Господня», община в Гродно, вновь созданная и незарегистрированная община «Мартина Лютера» в Витебске, новая община в Могилёве, незарегистрированная община в Жодино.

 Осенью 2001 года архиепископ Г. Кречмар прибывает в Минск и приглашает общины, не вошедшие в состав нового Союза ЕЛЦ РБ, на встречу с целью создания другого Союза под началом ЕЛЦ. В состав нового Союза евангелическо-лютеранских общин вошли все названные выше общины кроме общины «Спасение», получившей статус самостоятельной общины. Председателем Союза была избрана Л. Зорина, председатель общины из Гродно, так как единственная лютеранская церковь в Беларуси имелась только в Гродно. К этому времени церковь была уже частично отреставрирована.

В 2001 было всего зарегистрировано 13 общин, в 2003 – 19 общин, в 2005 – 22 общины.

 Итак, в 2001 году на территории Беларуси было уже два лютеранских Союза:

 1. Белорусская Евангелическая лютеранская церковь (БЕЛЦ) во главе с епископом Л. Цвики;
2. Союз евангелическо-лютеранских общин (СЕЛО) во главе с Л. Зориной, председателем Союза.

До 2000 года все белорусские общины входили в состав Евангелическо-лютеранской церкви в России и в других государствах ELKRAS (ЕЛЦ). После Синода 2000 года в Витебске БЕЛЦ провозгласила себя преемницей «Лютеранской церкви, существовавшей на территории Великого княжества Литовского с XVI века, и других лютеранских церквей, существовавших на территории Беларуси позже». Синод принял декларацию, которая провозгласила ряд пунктов вероучения в русле консервативной христианской традиции - отрицание рукоположения в священники женщин и осуждение практики гомосексуализма. Союз СЕЛО входит в состав ELKRAS (ЕЛЦ). Согласно Уставу Союза духовным руководителем СЕЛО является архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России. До III-го Синода евангелическо-лютеранской церкви бывшего СССР Союз СЕЛО поддерживался петербургской церковью – составлялись программы деятельности, проводились семинары, встречи с представителями лютеранских церквей в Германии.

В 2000 году в законодательстве по вопросу регистрации религиозных общин Беларуси произошли изменения. Согласно п. 3 ст. 272 Гражданского кодекса РБ размещение общественных организаций допускается только в помещениях нежилого фонда. В РБ в настоящее время нет ни одной лютеранской церкви кроме гродненской. Аренда помещения обходится дорого и нелегко найти арендодателя, который согласен сдать в аренду площади церковной общине. Выход был найден через покупку частных домов и превращение последних в нежилой фонд. ELKRAS субсидирует покупку таких домов общинам, не имеющим регистрации. В результате, общины СЕЛО получают возможность регистрации, могут проводить в таких домах богослужения, работать с прихожанами.
В 2004 году в Санкт-Петербурге собирается III Синод ELKRAS. Из Беларуси на Синод были приглашены Л. Зорина от СЕЛО и О. Штокман от самостоятельной лютеранской общины «Спасение». Синод знаменуется перевыборами руководства. Новым руководителем ELKRAS избран Эдмунд Рац, епископский визитатор в Украине, доктор теологии, в связи с уходом архиепископа Георга Кречмара на заслуженный отдых.

В декабре 2005 года архиепископ Э. Рац и главный управляющий ЦЦУЕЛЦ Ханс Шванн посещают общины СЕЛО и Общину «Спасение». Из заявлений архиепископа стало понятно, что на поддержку со стороны ЕЛЦ рассчитывать не приходится.

22 апреля 2006 года СЕЛО принимает решение о выходе из состава ELKRAS. Из письма СЕЛО: « Политика ЕЛЦ на территории Республики Беларусь с самого начала была и до настоящего времени остаётся ошибочной. Все общины Союза были образованы уверовавшими людьми стихийно в начале 90-х годов независимо от ЕЛЦ. Вмешательство ЕЛЦ в жизнь лютеранских общин способствовало выдвижению на духовную работу случайных людей, их ординации в пасторы и епископы, был запущен процесс деления общин и образования новых церквей (БЕЛЦ, СЕЛЦ)… . Финансирование общин Союза отсутствует, каковы его объёмы и источники, нам неизвестно»… и т. д. Письмо подписали все пять общин.

В июле 2006 года в Минске состоялось заседание Президиума Союза СЕЛО, в котором принял участие архиепископ Э. Рац. Были рассмотрены вопросы, касающиеся перспективы сотрудничества СЕЛО и ЕЛЦ. После переговоров с руководством ЕЛЦ и устранения имеющихся недоразумений Президиум СЕЛО принял решение остаться в составе ЕЛЦ. Было принято решение о передаче части полномочий духовного руководителя СЕЛО пастору И. А. Масюре , руководителю пресветиреанской общины в Могилёве, сроком на 2 года (до 9.07.2008). Пастор И. А. Масюра зарегистрировал свою общину как лютеранскую в 2006 году.

Согласие и взаимопонимание между общинами отсутствовало. Пастор Бадрусёв общин в Минске и в Жодино покинул Союз и перешёл в лоно украинской лютеранской церкви.

Какова же судьба другого Союза, ЕЛЦРБ, который был создан Леонидом Цвики в 2000 году?

Во вновь созданном Союзе не было мира и согласия. Руководители общин имели свою точку зрения на дальнейшее развитие деятельности Союза. Очевидно, сказалась поспешность при создании и регистрации общин, отсутствие духовного образования у руководителей и членов общин. В результате конфликт между консисторией и епископом закончился отстранением последнего от служения в церкви. Церковь перешла на консисториальное управление. И. о. епископа в 2002 году был избран Кастусь Мордзвинцев.

В феврале 2004 года в Витебске состоялся 3-й Синод БЕЛЦРБ, проведение которого было связано с необходимостью урегулирования правового положения БЕЛЦ в свете введённой в действие в 2002 году новой редакции Закона о религиозных организациях. В докладе и. о. епископа пастор Кастусь Мордзвинцев подробно описывал деятельность БЕЛЦ в период 2003 года и начала 2004 года. На Синоде присутствовали в качестве гостей представители Евангелическо-лютеранской церкви Литвы, а также Лютеранской церкви миссурийского синода.

Эти действия Союза не обеспечили мира и согласия среди единоверцев. Внутренняя борьба продолжалась. В 2003 году 4 общины объявили о неподчинении консистории и создали «Координационный совет ЕЛЦРБ для защиты законных прав и интересов притесняемых общин и священнослужителей ЕЛЦРБ». В октябре 2004 года в Лиде эти общины провели Учредительный Синод и создали новый Союз «Самостоятельная Евангелическая лютеранская церковь Республики Беларусь». Организаторами и руководителями нового Союза стали В. Мейерсон, руководитель общины в Бобруйске, и С. Гейль, руководитель общины Лиды. Новый союз евангелических лютеранских общин СЕЛЦРБ был зарегистрирован в Беларуси в 2006 году.

О судьбе остальных общин.

В 2008 году Масюра лишается своих полномочий представлять СЕЛО. В 2009 году СЕЛО прекратил своё существование. Он был ликвидирован в связи с малочисленностью и отсутствием финансирования. Председателем гродненской общины был избран прихожанин. Духовным руководителем общин в Гродно и в Витебске в настоящее время является выпускник теологической семинарии в Ново-Саратовске В. Татарников.

Бывший епископ БЕЛЦ Л. Цвики в 2009 году зарегистрировал новую общину в деревне Андроновичи.

Евангелическо-лютеранская община «Спасение» в Минске продолжает своё служение в качестве автономной.

Перечень сокращений в тексте:

1. СЕЛО – Союз евангелическо-лютеранских общин в Республике Беларусь.
2. СЕЛЦРБ – Самостоятельная Евангелическая лютеранская церковь в Республике Беларусь.
3. БЕЛЦРБ Белорусская Евангелическо-лютеранская церковь в Республике Беларусь.
4. ELKRAS – Евангелическо-лютеранская церковь России, Средней Азии, Украины, Казахстана.

Перечень использованных источников информации:

1. Доклад Архиепископа Г.Кречмара на II Генеральном Синоде ЕЛЦ.
2. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе совести и религиозных организациях»
3. Заявление СЕЛО в адрес Уполномоченного по делам Религий и Национальностей.
4. Hans Christian Diedrich “ … unser Traum, zur Einheit zu gelangen”.

Руководитель евангелическо-лютеранской общины «Спасение», г.Минск
Ольга Штокман

  "Rettung"